Нет, речь идет совсем не об играх.
Вопрос куда сложнее: каждый, впервые садящийся за
компьютер, может быть назван новичком. И если в
серьезной игрушке обязательно бывает обучалка,
то кто научит несчастного "чайника"
обращению с компьютером, куда более сложному, чем
любая игра?..
Когда я оканчивал школу, нас - как водится, только
в одиннадцатом классе - просвещали в отношении
замечательной учебной дисциплины
"Информатика". Проходил процесс обучения
довольно странным образом - например, мы отвечали
на вопросы тестов, например: "Для чего
предназначен текстовый редактор".
Предложенные варианты являли собой такой
великолепный образчик тавтологии ("для
редактирования и работы с текстом"), что
терялись даже поднаторевшие в интуитивном
выборе ответов ученики. А из прикладных программ
нас знакомили с интегрированным пакетом
"Works". Для счастливчиков, которые никогда о
таком не слышали, поясняю: нечто вроде Office -
текстовый редактор, базы данных, таблицы - но на
русском языке и работает под DOS. Надо отметить,
что на наших ученических компьютерах тогда уже
стоял и Windows и, собственно, сам Office.
С тех пор, как говорится, мы шагнули далеко
вперед. Теперь в каждом уважающем себя городе не
меньше десятка компьютерных фирм и примерно
столько же провайдеров. Ну, а коль скоро фирмы эти
не банкротятся и вроде даже процветают - то,
следовательно, компьютеры продаются и все больше
людей приобщаются к информационным технологиям,
верно? Исходя из вышесказанного, в школах нынче
должны учить если уж не взлому серверов J, то, как
минимум, программированию. Вот с такими
радужными мыслями меня и занесло случайно в один
школьный компьютерный класс. Попробуйте теперь
представить мое удивление, когда я обнаружил на
экранах солидных Pentium-III знакомые с детства синие
панельки Norton Commander и серое окошко Works…
Процесс обучения информатике в наших учебных
заведениях вообще поставлен очень любопытным
образом. Начну со школы: как правило, сами
школьные учителя информатики в компьютерах
разбираются не слишком хорошо. Нет, они
великолепно знают теорию, помнят все команды MS-DOS
и даже при случае смогут переустановить Windows - ну
видели они, как это делал приглашенный
настройщик :). Но ученикам они это все
рассказывать то ли опасаются, то ли ленятся.
Поэтому из года в год школы нашей необъятной
Родины штампуют специалистов по работе в
операционной системе DOS и оболочке NC. Проблема в
том, что выпускникам это не только не нужно, а
даже вредно - хорошее знание работы на
компьютерах прошлого десятилетия (если не
сказать - прошлого тысячелетия) вряд ли поможет в
жизни. Нет, тем, кто решил заняться компьютерами
серьезно - разумеется, стоит знать, что было
раньше и как это все развивалось. Чтобы, так
сказать, помнить корни своей профессии. Но я
своими глазами видел такую картинку: сидит
секретарша за эдаким крупногабаритным монстром,
где-то около тысячи мегагерц - и набирает текст…
в ДОСовском "Лексиконе"! Это было бы смешно,
если бы не было так грустно. А ведь наверняка
научилась в школе, гордилась великолепным
знанием "тестового редактора"…
Нельзя не упомянуть огромное количество частных
контор, которые обучают так называемых
"операторов ЭВМ". За единичными
исключениями - довольно странная вещь. Некий
гибрид обучения в школе и советов переведенной
PROMT'ом справки. Здесь тщательно записывают в
большие конспекты алгоритм каждого действия за
компьютером, детализируя их до такой степени, что
бывалый компьютерщик не сразу и догадается, о чем
вообще речь. Чего только стоит образчик подобной
записи: "подвести указатель "мыши" к
пиктограмме с подписью "Мой компьютер" и
нажать кнопку мыши "двойным щелчком"".
Сразу становится интересно, а если там будет
написано "My Computer"? Нет, не смешно - бывает, что
не могут перевести. Или боятся - в конспекте же
написано по-другому... Начинается обучение с тех
же старинных DOS и NC, только после чего уже
переходят к работе в Office. И тут начинается самое
интересное: дальнейший конспект начинает
напоминать выдержки из справки... Совершенно
ясно, что справку заучить наизусть под силу очень
немногим, и когда такие "операторы ЭВМ"
садятся за "ЭВМ" - начинаются вопросы к
знакомому с домашним компьютером и листание
конспекта. По крайней мере, до тех пор, пока
пользователь отучится мыслить категориями
"подвести указатель к пиктограмме".
На дальнейшем этапе образования обучение работе
с компьютером переходит на новый уровень. В
колледжах, техникумах и институтах за дело
берутся впечатляюще суровые преподаватели. С
толстыми книжками на столе, из которых они
скучающим голосом диктуют материал, и которые
можно купить в любом компьютерном салоне.
Главная проблема здесь в том, что учат
пользователей лишь непосредственно требующимся
в данной профессии навыкам. Результатом этого
являются, к примеру, некоторые бухгалтера,
которые хорошо знают все тонкости
"1С-Бухгалтерии". Но если убрать ярлычок от
нее с рабочего стола и из меню - бегут к штатному
компьютерщику за помощью. К счастью, такие узкие
специалисты довольно быстро набирают опыт и
становятся сносными пользователями. Куда хуже
обстоят дела у обучающихся программированию. Они
уныло исписывают толстенные тетради
определениями "классов", "объектов" и
прочих таинств, по мнению преподавателя, им
необходимых и делают вид, что все понятно. Но на
практических занятиях подглядывают в экран к
соседу, который никаких конспектов не пишет, зато
пишет дома программы без знания ненужных
определений, потому что умеет. Эта довольно
неприятная ситуация существовала задолго до
появления компьютеров, а называется она:
"несоответствие теории и практики". Вот
только именно в области обучения работе на
компьютере она возникает сплошь и рядом.
Тут возникает итоговый вопрос - а кто тогда
вообще умеет работать с компьютерами? И ответ
прост: подавляющее большинство тех, кто
называется "advanced user" - научились этому сами.
Да, встречаются и самоотверженные талантливые
преподаватели, которые действительно учат;
встречаются люди, которые просто умеют
игнорировать весь информационный мусор и
тавтологию в конспектах. Но в целом наша система
образования абсолютно не приспособлена для
обучения работе с компьютерами. На этом фоне
очень грустно выглядит усиленная
компьютеризация школ... К чему-то она приведет?
Неужели - к очередному поколению печатающих в
"Лексиконе" секретарш?
Allan Shade |