Нереальная виртуальность.

Сейчас часто повторяют одну банальную фразу: "Интернет вошел в нашу жизнь". Самые осторожные благоразумно исправляют "вошел" на "входит", но сути это не меняет. Потому что в обоих случаях подразумевается прочное укоренение Интернета и сетевых технологий в самых разных областях общественной жизни. Но если попробовать это смелое утверждение проверить...
Самым простым испытанием будет сравнение деятельности коммерческих и общественных организаций в реальности и виртуальных представительствах. Но, прежде всего, хочу отметить, что люди очень любят повторять красивые фразы, совершенно не задумываясь об их смысле. Именно этому мы обязаны многочисленными газетно-телевизионными утками или мудрыми фразами вида "порядок победит хаос" (Кто кого побеждает? Какое из существительных здесь подлежащее?). А еще большинство людей предпочитают следовать моде. Кончено, в самом широком смысле этого понятия - желая делать то, что "делают все". Благодаря этим свойствам человеческого сознания фразе о светлом будущем Интернета обеспечена долгая и счастливая жизнь. Потому что лозунг этот, как своеобразная пирамида, будет втягивать в круг своих поклонников всё новых и новых любителей красочных изречений. Пусть даже и бессмысленных. А если имеется лозунг, то находятся и сторонники воплощения его в жизнь. Вот так реальность и начинает подстраиваться под общественное мнение о себе. Почему это происходит? Все просто - реальность Интернета создают, прежде всего, люди - а они следуют моде. Пусть даже долгий и трудный опыт человечества доказывает, что реальности никогда не удастся сравняться с идеалом. Согласитесь, "входящий в нашу жизнь Интернет" прямо или косвенно подразумевает хотя бы "Интернет в каждом доме". Или хотя бы в большинстве "домов". Чего в реальности придется ждать очень и очень долго... Но любителей моды такие препятствия останавливает. И происходит очень неприятная вещь - из того средства, которое подразумевал вышеуказанный бодрый лозунг, Интернет превращается в цель.
Если создатели этой фразы подразумевали "Интернет в каждом доме" как средство - средство работы, общения, досуга, в конце концов - то теперь уже Интернет необходим, просто потому что он есть у всех! Мода! Сразу вспоминается игра "Пойми меня", которую в детстве все мы называли просто "глухой телефон". Загаданное слово здесь - Интернет, а объясняет его каждый по-разному. Компании, которые действительно работают с клиентами через Интернет, просто не в состоянии растолковать кому-либо, как это следует делать (да и зачем им нужно давать конкурентам советы?). Так рождаются "Электронный адрес" и "Наш адрес в Интернете" фирмы "Пупкин и сыновья с компанией". Большая страничка где-нибудь на "Народе", созданная с помощью "мастерской". На этой страничке находится необозримо большая фотография основателя фирмы, адреса "торговых залов" (магазин №243, третий этаж, павильон в правом углу у окна), короткий рекламный слоган. И все. В ответ на письма - тишина. Впрочем, иногда после длительного молчания либо приходят общие ответы вида "Спасибо за ваш интерес к нашей фирме", либо каждый день начинает приходить прейскурант цен. Оформленный в виде таблички Excel в два-три мегабайта - потому что там внутри логотип и картинки, а что такое архиватор, эти бизнесмены не знают.
Общественные (не правительственные) организации - это еще страшнее. Хорошо, когда их страничка выглядит как обычный документ MS Word, это хотя бы терпимо. Но чаще всего это пугающе уродливые монстры либо с палитрой "светло-желтый текст на белом фоне", либо с десятком до боли стандартных скриптов. Ссылки чаще всего устарели или просто неправильно написаны. Информации - самый минимум, причем вся она тоже устарела задолго до создания сайта. Понятно, что на письма они не отвечают - ибо забыли про свою страничку сразу после того, как ее открыли. Но тем смешнее выглядят эти нерабочие электронные адреса, под которыми светятся гордые подписи "Теперь Вы можете присылать Ваши отзывы и по E-mail!". Счастье еще, что крупные или просто солидные фирмы подходят к вопросу по-деловому. Они или платят за создание своего виртуального представительства серьезным профессионалам, или находят в своем штате достаточно квалифицированного человека. Пусть даже фирма никак не контактирует с клиентами, но информация на сайте обновляется. Хотя по-настоящему серьезные вопросы будут замечены, только нужно подписаться не ником, а именем-фамилией.
С организациями правительственными вопрос особый. Потому что государственные сайты все же представляют собой некоторую часть государства и должны соответствовать определенному уровню. Поэтому они тоже за деньги получают достаточно приличные виртуальные кабинеты. Где могут - подчеркну, только могут! - ответить на электронное письмо. Но если нужно задать действительно серьезный вопрос - лучше воспользоваться старинной бумажной почтой. Надежнее. Объяснение простое - электронные письма не приравнены еще к документам. И если на бумагу чиновник отреагировать обязан, то набор символов на экране для него особого интереса не представляет. Исключение составляют несколько официальных страничек для прямой связи с крупными политическими деятелями - но тут уже проявляется инициатива высшего руководства и их желание действительно следовать в ногу со временем, а не просто следовать моде.
Каков же общий вывод? Большинство Интернет-представительств коммерческих организаций создается только как дань моде. Некоторые из них прямо задумываются не как средство рекламы и связи с клиентами, а всего лишь как возможность поднять престиж фирмы и создать еще одну официальную статью расходов. То же создание новой официальной статьи расходов движет конструкторами сайтов в организациях некоммерческих. Скорее всего, происходит все это это из-за отсутствия понимания выгоды электронных средств связи, прежде всего оперативности. Ведь единственные фирмы, которые достаточно серьезно относятся к своим виртуальным представительствам - фирмы, имеющие прямое или косвенное отношение к компьютерам. Так что Интернет не вошел в нашу жизнь, даже еще не входит. Он только робко в нее заглядывает. И пройдет немало времени, прежде чем эта популярная легенда станет соответствовать реальности.


Copyright © Allan Shade, 2002

Сайт создан в системе uCoz