Монолог покупателя

Количество лазерных дисков, продающихся практически на каждом углу, уже не удивляет. Не удивляют и разномастные фирмы, торгующие "железом" - хоть и появляются они, как грибы после хорошего дождичка. Какой-нибудь неискушенный покупатель даже и рот забудет закрыть, увидев подобное компьютерное изобилие. Наверное, на этой стадии будет лучше всего повернуться и уйти с открытым ртом, оставив в душе радость и гордость, оттого что живешь в век расцвета компьютерных технологий. Потому что дальше остается только один шаг - покупка. А уж тут ни от радости, ни от гордости не останется и следа.
Спорить с любым продавцом - бесполезное дело, таково негласное правило у большинства покупателей. Справедливости все равно не добиться, зато нервы будут в относительной сохранности. К счастью, в последнее время наблюдается тенденция к росту взаимовежливости, консультанты начали наконец-то мило улыбаться и спрашивать "вам чем-то помочь?". Пускай не везде, главное - начало положено.
Только вот в отношении продавцов компьютерного барахла ситуация по-прежнему в корне иная. По крайней мере - в провинции, где нет серьезных конкурентов и придирчивых столичных потребителей, в толпу которых могут затесаться уважаемые иностранцы. Здесь покупатель - чуть больше пустого места (чуть - потому что может деньги заплатить). Да и то не всегда. Зайдя в салон солидной фирмы, мгновенно ощущаешь себя в приемной большо-ого начальника - в смысле, точно так же никто не обращает на тебя внимание. Серьезные дяди в пиджачках и при галстуке заняты какими-то своими важными делами. Хотя, если подумать - что в магазине может быть важнее обслуживания покупателя? Честно говоря, хочется просто повернуться и уйти. Останавливает успокаивающая мысль - это спектакль, чтобы отсеять праздно любопытствующих, но я-то здесь по делу... Ан, нет! Отвлечь на себя чье-нибудь внимание в вежливой форме - подавляя желание крикнуть: "Есть кто живой?!" - удается только со второй-третьей попытки. В разговоре выясняется очень интересный факт: каждый продавец мнит себя если не Гейтсом, то уж Митником - наверняка. Разговаривают сквозь зубы, а в голосе сквозит плохо скрываемое презрение к этому задающему вопросы (следовательно - необычайно глупому?) покупателю... Такова стандартная линия поведения консультантов из крупных фирм. Может быть, если завалиться туда в малиновом пиджаке и с золотой цепью на шее, отношение будет другим? :) Не проверял.
Кроме больших салонов существуют еще маленькие салончики. Такие маленькие, что без проблем помещаются в какой-нибудь квартире или полуподвальных помещениях - чтобы за аренду подешевле платить. С товаром тоже все понятно - хозяин и его друг ездят с большими сумками в Китай, покупают там детали. Потом собственноручно собирают из них целые компьютеры - ну, или продают, как купили. Здесь внимание к покупателям повышенное. Стоит зайти внутрь, как продавец тут же подскакивает и с приклеенной улыбкой ненавязчиво сопит за спиной. Впрочем, он со знанием дела отвечает на все вопросы. Но в глазах скользит нескрываемый ужас - вот сейчас этот покупатель ухватит в охапку десять мониторов и упрыгнет в окно :). Уход сопровождается счастливой улыбкой - нет, не упрыгнул! Если что-нибудь купить, то эта улыбка станет совсем счастливой. Только вот через месяц-два придется долго и упорно доказывать, что купленную вещь никто не бросал об пол, и сгорела она вовсе не по вине покупателя.
Но компьютеры - еще полбеды. А к каждому компьютеру нужны программы. Казалось бы, под воздействием такой конкуренции, какая царит на рынке нашего пиратского софта, культура обслуживания должна бы взметнуться на небывалую высоту, оставив позади всякие там Европы... Но куда там. Продавцы других магазинов, например тех же продовольственных, знают очень многое о своем товаре. Их этому учат. А кто у нас обычно работает продавцами дисков? Как-то подслушал ненароком потрясающую фразу одного из них: "Я, вообще-то, здесь по играм". И только?! Бывалого геймера научили отбивать чеки и поставили за стойку…
Не помню уже, о чем там конкретно шла речь, дело не в этом. Продавец должен консультировать покупателя. Не просто должен - обязан. Это его, продавца, работа. И если на витрине лежат не только игры, то продавец должен знать не только игры! Иначе вышеприведённый ответ - великолепный способ отсеять покупателей, интересующихся, а что же они, собственно, покупают. Появляется такое впечатление, что продавцы вообще не желают иметь дела с теми, кто их о чем-то спрашивает. А уж если отвечают - то с видом разглашающего государственную тайну.
Теперь остались покупатели, которые точно знают, что именно они хотят купить. Обслуживание этой категории сводится к минимуму - взять деньги, отдать диск. Выглядит это все примерно как в описанных уже крупных салонах - возмущенный (надо же, оторвали от игры!) продавец ставит паузу, устремляет на покупателя такой прожигающий взгляд, что можно болванку подставлять для записи :), и интересуется, чего надо. Потом подает требуемое, берет деньги, снова усаживается за игру. Просьба покрутить диск на компьютере вызывает искреннее негодование и возмущение. Замечу в скобках, что если принести диск назад с просьбой обменять или с жалобой на "нерабочесть" - продавец обязательно его посмотрит, пожертвовав ценным игровым временем, но - только и только тогда...
Конечно, все мы знаем - нужно лишь хорошенько попросить. Тогда с кривой улыбкой нам всё, что нас интересует, покажут и подробно об этом расскажут (если уровень продавца - не только "по играм"). Это когда покупатель очень напористый. А таковые, увы, не все. Но позвольте задать один вопрос: с какой стати мне просить продавца о том, что он сам должен предлагать? Да, диски у нас дешевы - в сравнении с заграничными. Но вовсе не потому, что продающие их "благодетельствуют" народ (именно это можно подумать, анализируя стандартное отношение к покупателю), а просто потому, что не могут дать гарантии работоспособности своего товара. Я не имею в виду магазины, торгующие лицензионным софтом. Но ни для кого не секрет, что продаваемые в маленьких стеклянных павильончиках диски - пиратские. Штампуют их пираты, те самые, с которыми отчаянно борется правительство и так же отчаянно поддерживает население - ну кому захочется выкладывать полсотни долларов за каждую программу, когда можно купить целую кучу всего за два бакса.
У каждой медали есть оборотная сторона - есть она и у дешевизны пиратского софта. Ее тоже все знают - купленный диск может, поработав недельку, растрескаться. Или там будет совсем не то, что написано на коробке. Или окажется, что где-то в середине инсталляции программы Windows неожиданно выдает свой знаменитый синий экран... Но если кто хоть раз пробовал прийти в киоск и поменять диск, знают: сделать это почти невозможно. В целом по стране вырисовывается интересная картина: мало того, приходится соглашаться с высокой вероятностью покупки некачественного товара, так еще нужно брать его без лишних вопросов. А то и с благодарностью, что его продают дешевле наверняка качественного?..
Тем не менее, покупать приходится. Не каждый может слетать в Японию и взять там качественный компьютер у вежливых японцев, а потом слетать в США и набрать там качественных дисков у вежливых американцев - за несколько тысяч долларов. И действительно, для чего клиенту быть всегда правым? Оказавшиеся неправыми все равно придут, никуда не денутся.
Наверное, глупости всё - вся эта вежливость, иностранцы нехорошие выдумали, чтобы продавцам нашим лишнюю работу задать.

Allan Shade


Copyright © Allan Shade, 2002

Сайт создан в системе uCoz